Jolana Disco Bass

В 1977 году на фабрике Gibson в славном городе Каламзу, что в американском штате Мичиган, была запущена в производство серия бас-гитар с оригинальным дизайном. Чем-то напоминающая по форме перезапущенную годом модель Explorer, чем-то — Thunderbird, эта модель вошла в историю в качестве первой попытки Gibson выпустить инструмент с активной электроникой. Точнее, выпускалось две модели Gibson RD Bass (речь идет именно о нем) — Standart — с обычной пассивной электроникой (два звукоснимателя, две громкости и тон) и Artist — версия с активной электроникой, включавшей в себя каскад фильтров (усиление, компрессия и т.д.).

gibson-rd-bass

На фото выше мы имеем возможность лицезреть Gibson RD bass с автографом такого персонажа, как Крис Новоселич (Nirvana) на голове грифа. Не знаю, принадлежал ли этот инструмент ему, или это бас-гитара какого-то фаната творчества Курта Кабана Кобейна и его подельников, отловившего Новоселича где-то после концерта и под страхом казни через матумбу заставившего его подписаться. Тем более, что к делу это не относится.

Спустя целых восемь лет, в 1985 году, наши чехословацкие товарищи из города Крнов, представляющие концерн имени дочери «чехословацкого Лео Фендера» Йозефа Ружички, представили вниманию почтенной публики творчески переосмысленную версию буржуйского творения, которую в духе времени поименовали Jolana Disco Bass (середина восьмидесятых, самый расцвет этой жуткой музыки).

Разница достаточно существенная, даже внешне, но тем не менее, откуда растут корни, в целом по этим двум фотографиям понять можно.

Jolana Disco Bass является одним из самых «разноцветных» инструментов чехословацкого концерна. В принципе, название, данное в честь пидорской музыки нетрадиционной сексуальной ориентации обязывает соответствовать радужному разнообразию. Тогда как «ровесники» этого баса имели два-три (от силы четыре), варианта мимикрии (например, мой любимый D-Bass — чёрный или санбёрстовый), Disco bass красился всеми доступными в братской Чехословакии красками. Есть и зеленые и серебристые и белые и «натуральные» и красные и такие вот, «вишнёвые», как мой, не говоря уж о различных «бёрстовых» (сиречь «градиентных» окрасах). Пожалуй только Proxima (как бас, так и шестиструнная гитара) могут побороться с Диско Басом за звание самой разноцветной гитары чехословацкого производства. Примечательно, что шестиструнная гитара, имеющая наименование Disco, во-первых имеет совершенно другой корупс (напоминающий Gibson SG), а во-вторых, красилась в существенно меньшее количество цветов.

Примечательным моментом Disco Bass является схема. Городить огород с активной электроникой по аналогии с американским прототипом (а также, по аналогии, например, с появившейся примерно в одно время с Gibson RD белорусской Формантой, ставшей легендой отечественного гитарпрома за счет встроенного эффекта Fuzz) чехословаки не стали, но и на проверенных временем пассивных схемах тоже останавливаться не стали, занявшись экспериментами.

Jolana Disco Bass - ТемброблокПервое, что бросается в глаза при взгляде на «электрическую» часть гитары — массивные… хамбакеры? Хе-хе. Нет, всего лишь корпуса хамбакеров. Говорят, что датчики там на самом деле обычные синглы, плотно залитые парафином во избежании микрофонного эффекта. На самом деле я однозначно не могу сказать, какие-же датчики там на самом деле, поскольку заливка парафином там более чем плотная, поэтому с обратной стороны видно только корпус залитый парафином из которого выходят провода  (см. фото слева). Ковырять парафин в надежде узнать правду о количестве катушек и магнитов, спрятанных под ним, я не решился. Поэтому, поверим на слово тем, кто говорит, что там синглы в корпусах хамбакеров, благо специфика социалистического гитарпрома такова, что это не кажется чем-то совсем удивительным.

Второе, что бросается в глаза — это отсутствие каких либо переключателей, будь то несколькопозиционных, знакомых нам по изделиям товарищей буржуев (того-же Гибсона) и по «взрослым» моделям Jolana (упомянутый выше D-Bass, или, допустим, Superstar Bass), или галетных, которыми комплектовались ранние модели (Basso V,Basso IXRubin bass и далее по списку). Нет там и потенциометра баланса, как ставился например в оригинале на RK Bass (к сожалению в моей коллекции находится «отпионеренный» RK Bass, схема которого совершенно не соответствует оригинальному изделию).

Более того, оба потенциометра, участвующие в схеме отвечают за громкость. Каждого датчика по отдельности. А привычного почти любому пользователю электрогитар тона нет вовсе. Зато есть спаянные прямо на потенциометрах частотные фильтры, «жестко» привязанные к каждому из датчиков. Эти фильтры задают частотные характеристики каждого звукоснимателя по отдельности, и получить звучание нужного тона, можно соответственно добавив или убавив вклад (громкость) соответствующего звукоснимателя. Фильтр бриджевого датчика лишает звук низких частот, а фильтр некового датчика, соответственно, высоких. Таким образом, убрав громкость некового звукоснимателя в ноль, а бриджевого — в максимум, вы получите «верхастое» звучание. И наоборот. А искомый звук будете подбирать крутя ручки.

Какие такие активные схемы? Какой такой Гибсон? Мы сами себе чехословаки.

Да. В остальном (помимо формы корпуса и электросхемы) Disco bass — ничего совсем уж необычного ценителям таланта чехословацких гитарных инженеров не подарит. Все та же «стандартная» ольха в качестве материала корпуса. Все тот-же клен с крашеной морилкой буковой накладкой. Все те-же прозрачные ручки потенциометров, отливающие неуместной при подобном окрасе корпуса синевой. Колки тоже вполне стандартные (хотя массивные колки с широкими двух или трех лепестными лопастями уже ставились на ряд иолановских басов к моменту выхода Диско баса). Разве что бридж, на тот момент являлся «новинкой» для Jolana, беззастенчиво копируя аналогичные изделия с инструментов Лео Фендера.

Инструмент комплектовался чехлом из черного кожзама. Для всяких мелочей на чехле предусмотрен большой карман. Ни в какой другой чехол, кроме родного Jolana Disco Bas не помещается.

Наиболее важная и в то же время субъективная часть любого музыкального инструмента — звук, несмотря на такую странную схему и такое пошлое название, здесь очень даже. Конечно, это все субъективно, но на мой взгляд, Диско бас — инструмент отнюдь не для диско. Из имеющихся у меня в коллекции басов Jolana, Диско обладает наиболее «рычащим» звучанием. Мне нравится.

Добавить комментарий