Jolana Diskant

Насколько известно всему прогрессивному человечеству, фабрика Jolana в Градце-Карлове ведет свою историю от гитар, производившихся сначала под брендом Resonet, а затем и Neoton. Одной из первых моделей, выпущенных под брендом Jolana была… Кхм. Jolana Neoton, как это не удивительно. Про эту гитару можно почитать, например, в Музеуме Я-Хи. Точнее, если правильнее, это была Neoton Jolana — бренд Neoron и название модели — имя дочери главы фабрики Йозефа Ружички — Иолана.

На смену Neoton в 1962 году, пришла Jolana Diskant. По своей сути Diskant был разработан в качестве бюджетного варианта джазовой полукаустики концерна, поскольку, «первенца» компании уже именно под именем Jolana (а не наследие Neoton) — шикарную Jolana Marina, не все могли позволить себя приобрести.

На Diskant же, чехословацкие лютнеры не стали тратится на различные украшательства и, постарались минимизировать себестоимость производства, чтобы впоследствии, соответственно, минимизировать и отпускную цену.

За основу был взят упомянутый Neoton и в него были внесены минимальные коррективы, чтобы это было совсем уж не похоже на просто переименование модели.

Вообще сравнение Neoton Jolana и Jolana Diskant являет собой классическую детскую игру на развитие внимания «Найдите Х отличий».

Diskant являет собой полукустическую (или даже, скорее, электроакустическую) гитару, классической» джазовой формы. Корпус выполнен из классического для гитар соцлагеря материала — фанеры. Причем фанера профилирована выгнуто-вогнуто, таким образом, что корпус получается весть такой по-гибсоновски выпуклый (впрочем, многие гибсоновские ES-ы, сделаны из того-же материала).

Точный материал фанаеры я сказать затрудняюсь, но если опираться на то, что Diskant по своей сути есть новая инкарнация Neoton, то фанера скорее всего березово-кленовая.

А вот обечайки у Diskant судя по всему из массива. На моем экземпляре кант отсутствовал как класс (ну, почти отсуствовал — были видны отдельные его остатки), и на торце обечайки какие либо следы переклея замечены мной не были.

Изнутри корпус усилен пружинами (предположительно, как и на большинстве полуакустик вообще и чехословацких в частности — еловыми).

Гриф сделан из трех кусков, предположительно клена (опять же по аналогии с Neoton). Обдирать его, чтобы определить дерево я не стал. Крепление грифа к корпусу — одним винтом через пятку грифа. Ослаблением или затягиванием этого винта можно регулировать наклон грифа относительно корпуса. В максимально затянутой позиции, карман и пятка грифа прилегают друг к другу идеально, в результате чего можно добиться от инструмента почти идеальной высоты струн (если бы не одна проблема, о которой позже).

Сам винт когда-то был под прямоугольный ключ, но, судя по всему бывший владелец, этот ключ утерял, и чтобы не заморачиваться поисками нового, просто пропилил в винте шлиц под плоскую отвертку. В связи с чем, одна из задач, которая передо мной стоит в контексте данного инструмента — найти подходящий винт.

Инкрустация накладки грифа, опять же, напрямую наследует Neoton — косые пластиковые полосы на соответствующих ладах. А вот материал накладки — иной. В то время как, Neoton имел кленовую накладку, крашенную в радикальный черный цвет, Diskant — обладатель некой светлой накладки, которая судя по рисунку волокон — точно не клен и не бук. Что конкретно — я сказать не могу. Если кто сможет поставить «диагноз по фотографии» — буду признателен.

Теперь о проблеме, о которой я писал выше. Гриф имеет анкер, регулируемый винтом, спрятанным под белой пластиковой пластиной. Анкер работает и прогиб грифа позволяет выправлять. Но.

Дело в том, что часть грифа — с 16 по 21 лад (та часть, которая выступает над корпусом) это по сути только накладка — тонкая, на которую нельзя оказать воздейсвтие анкером. И в моем экземпляре, она на долю миллиметра задрана вверх относительно основной части грифа. И, в связи с этим, приходится ослаблять крепежный винт и делать достаточно высокое положение струн, чтобы струны не дребезжали за 21-й лад.

Я примерно, в общих чертах, представляю, как можно попробовать исправить эту проблему, но пока к ее решению я не приступил.

На гитаре установлены шесть раздельных колков с пластиковыми лопостями, в чем заключается еще одно отличие от Neoton, у которого установлены две пластины по три колка на каждой. Когда гитара ко мне приехала, колки были очень сильно покрыты ржавчиной и не работали. Пришлось устраивать им расслабляюще-восстанавливающие ванны из различного рода нефтепродуктов.

На голове грифа, помимо колков, мы имеем возможность также наблюдать  — надпись Diskant.

Гитара покрашена в желто-коричневый бёрст (сразу скажу, что на моем экземпляре — перекрас). Вообще, Diskant имел четыре основных варианта покраски при трех цветовых решениях. Наиболее распространенное цветовое решение — такой вот желто-коричневый бёрст, который однако. отличался способами покраски.

Первый вариант покраски — сплошная покраска. Т.е. поверх корпуса наносится непрозрачная краска. Второй вариант — тонирование. т.е. цвета краски те-же, жёлтый и коричневый, но они полупрозрачные, сквозь них видна фактура дерева.

Другие известные варианты цветовых решений (оба непрозрачные) — красно-чёрный бёрст и… кхм… зелёно-коричневый бёрст (реально цвет «детской неожиданности»).

На всех вариантах цветового решения на корпусе отражена надпись Jolana. Сама надпись различается с течением времени. Есть три варианта надписи (предположительно они менялись с течением времени, но какие надписи более ранние, а какие — более поздние, пока не известно). Первый из известных вариантов — надпись Jolana на фоне четко очерченной геометрической фигуры золотого цвета (как на моем экземпляре). Второй вариант — такая же надпись на фоне золотого-же овала. И третий вариант — просто надпись Jolana без всякого фона.

Струнозацеп полностью идентичен Neoton — металлическая пластина с загнутыми «зубцами» за которые и цепляются струны. Один из зубцов третьей струны на моем экземпляре сломан, в связи с чем приходится прибегать к определенным извращениям с целью зацепить струну за единственный оставшийся зуб.

Бридж — составной из трех кусков дерева, два из которых покрашены в белый цвет (не спрашивайте меня почему не покрашен третий кусок). В нижнюю часть бриджа вставлены винты, на которых располагаются большие вращающиеся гайки, позволяющие выставлять высоту бриджа. Сверху на эти винты (а точнее уже гайки) посажена вторая часть бриджа (та, которая некрашенная). И, наконец сверху — третья част.

Третья часть имеет выраженный радиус (я не сравнивал его с радиусом накладки, но, исключительно логическим образом, предполагаю, что радиус бриджа идентичен радиусу накладки). В ней пропилены четыре паза, в которых можно переставлять обрезки ладов с пазом под струну, отстраивая таким образом мензуру.

Сам бридж к корпусу никак не крепится а удерживается только натяжением струн.

Звукосниматели — те же самые иолановские Brilant, которые устанавливались как на Neoton, так и еще на широкий спектр ранних моделей Jolana. Установлены они на корпусе через деревянную подставку, которая опять же выкрашена белой краской.

На деревянные подставки звукоснимателей также опирается флажок-пикгард из белого пластика. Причем к подставке бриджевого датчика он и прикручен (вторая точка крепления — корпус в районе 20-го лада).

Электрическая схема включает в себя два переменных резистора, один из которых отвечает за громкость (тот, который ближе всего к грифу), второй — за тон (дальше всего от грифа). Между ними располагается трехпозиционный варитон, позволяющий выбрать соответственно датчики: нек, бридж+нек, бридж.

Ручки, которыми управляется электросхема в оригинале не те, что установлены на мой экземпляр. Но оригинальных (такие, какие ставились, например, на Jolana Star V) я пока не нашел.

По кромке корпуса с обоих сторон, вдоль грифа и вокруг головы грифа установлен белый кант. На моем экземпляре, к сожалению, кант на лицевой деке был почти полностью выкрошен и потребовал замены. А замену я, к своему стыду, сделал не очень хорошо. И, по хорошему, его надо заменить. а ровно и перекрасить еще раз.

В целом, Diskant — неплохая джазовая гитара, если не пытаться извлечь из нее звуки, к которым она не приспособлена по определению. Даже малейший перегруз обрастает у нее уровнем фона, сходным с уровнем полезного сигнала, да, к тому-же, сразу же начинается фидбэк крупного полого корпуса.

Зато, благодаря тому же крупному полому корпусу, будучи неподключенным, Diskant звучит гораздо громче, например, Jolana Special.

Добавить комментарий