Jolana RK Bass

История этого баса (я имею в виду модель, а не экземпляр) началась не в Чехословакии, а в США в 1976 году, когда Стюарт Спектор и Алан Чэрни основали компанию для производства гитар и басов, основной «фишкой» которых были сквозные грифы. Компанию озаглавили именем первого — Stuart Spector company. И работал в компании дизайнер Нэд Стейнбергер, который разработал дизайн модели бас-гитары со сквозным грифом, которую озаглавили Stuart Spector NS (где NS — это Ned Steinberger). Собственно говоря, эта модель стала «флагманской» моделью компании. Последующие модели (в том числе и не басовые), так или иначе развивали дизайн, разработанный Стейнбергером.

Как это водится, после удачной модели достаточно быстро стали появляться ее копии. Наиболее известной копией стал Streamer bass от Warwick, запущенный в производство в 1982-м году (Спектор даже подавал в суд на Ворвик, но проиграл, ибо Спектор это вам не Гибсон). Как это водится, не стали отставать от всего прогрессивного человечества и братья наши — чехословаки. Как известно, Jolana никогда особо не заморачивалась по поводу возможности попользовать удачную идею, придуманную в странах, загнивающего капитализьма, благо железный занавес достаточно надежно охранял от возможных судебных исков. Так появились и Jolana Disco Bass (дизайн которого скромно повзаимствован у Gibson RD) и легендарный в наших краях D-Bass, не говоря уж о Диамантах.

Разговор пойдет сегодня именно об их копии баса Стюарта Спектора, получившей название RK bass. Забегая вперед, скажу, что у них получился в результате, наверное лучший бас в своей истории, лишенный проблем с лишним весом (как Superstar) или с не лучшей эргономикой (D-Bass). К сожалению, оригинальный звук инструмента нам оценить не удастся, ибо безвестный чешский пионер внес в конструкцию ряд изменений, скромно именуемых «пионерингом». Но, тем не менее…

Как известно, RK bass зверь в наших краях мягко говоря нечастый, а потому я кратко изложу его историю появления в моих потных ручонках.

Началось все с того, что в приступе меланхолии, одолевшей меня по неизвестным мне причинам, я бесцельно бродил по интернету и, в определенный момент мне захотелось найти чуть больше информации, нежели представлено в этих двух источниках — раз, два) об этом неизвестном инструменте на просторах глобальной помойки. И я обратился за помощью к товарищу Гуглю.

От третьего результата моего поискового запроса у меня глаза вылезли на лоб. Слова были не слишком знакомые, очевидно чешские, но фраза «Prodám Jolana RK Bass» и слово «včera», мне показались знакомыми.И ссылка вывела меня на этот сайт (на правах рекламы, ибо там-же я приобрел и Jolana Basso V), где действительно висело объявление о продаже агрегата. Хотите верьте, хотите нет.

Дальше была переписка (на чешском, Гугль-переводчик рулит, да). Причем оправляя письмо продавцу (которому очередной низкий поклон за то, что он мне его продал, даже если пионеринг — его рук дело) я каждый раз ожидал, что это будет последнее письмо, ответа на которое я не получу. В общем, ладно. Утомил я, наверное, подробностями про покупку. Утром в пятницу я прибыл к отделению почты минут за 10 жо его открытия (и был там первым клиентом, да) и получил на руки увесистый ящик.

Про ящик, я пожалуй не буду, а сразу перейду к инструменту.

Согласно информации jolana.cz производили RK Bass в Крнове в период с 1987-го и до закрытия фабрики. Производились две версии баса — с 24 ладами и безладовый (оригинал Стюарта Спектора производился в трех версиях — плюс еще в версии с 5 струнами, но чехословаки, этот вариант повторять не стали). Мне досталась версия с 24 ладами. Кстати, найти хотя-бы фотографию безладового RK bass мне так и не удалось, поэтому производились ли они или умело обезлаживались местными пионерами — вопрос еще открытый. Нулевой лад — отсутствует.

Выглядит он вот так:

Гриф из 5 кусков + 2 крыла (цельных, без дополнительных переклеек, как бывает на тех же D-Bass’ах. Правда тут и габариты поскромнее).
Сразу бросается в глаза, что ручки потенциометров, отнюдь не гармониуют с общим внешним видом — белые «стратокастеровские» ручки наводят на печальные предчувствия и явно тут ни к селу, ни к городу. Даже если не знать, как должны выглядеть настоящие крутилки.

Инструмент достаточно активно попользованный, о чем свидетельствует достаточно обильное количество мелких царапинок на задней стороне деки и темное пятно на передней стороне — в том месте, где на него ложилась рука владельца.

Согласно информации с тематических ресурсов, на крышке анкера должна быть белая надпись RK Bass со звездочкой. На этом экземпляре нет ни ее, ни ее следов. А был ли мальчик?…

Колки, как мы видим, стандартные Иолановские с тремя лепестками. На фотографиях из других источников колки «двулистные», однако это вовсе не означает, что «трехлистные» — не родные. У меня было два D-Bass’а — в то время, как на одном колки были с двумя лепестками (я его продал), на втором — с тремя. Понять бы принцип, по которому принималось решение снабжать тот или иной экземпляр «трехлистными» или «двухлистными» колками. Я подозреваю, все зависело от того, какие колки были в наличии.

Дека выгнутая. Явно придумана для басистов, употребляющих в больших количествах пенный напиток (придумано Стюартом Спектором, как я понимаю). Антабки — две штуки (как на Iris Bass или Jantar Bass). За счет этого обеспечивается устойчивость гитары в положении «прислонив к стене», а также возможность владельцу поэксперементировать с баллансом. Баланс, правда, в обеих позициях нормальный. Гриф не клюет, все удобно. Не ремне — как влитая. Судя по темному пятну вокуруг «верхней» антабки, ремень преимущественно использовали именно в этой позиции.

Продолжим рассмотрение механики и перейдем к бриджу. Бридж литой. В принципе, аналогичен по сути (но других габаритов и т.д.) бриджу D-Bass’а, но в отличии от Чешского Рикенбакера, на нем поставлено «клеймо» Jolana. Мне лично очень понравилось выбранное место для «клейма». Гораздо лучшее, нежели некплейт (которого тут нет по причине сквозного грифа).

Накладка грифа — эбеновая (ну, может и не эбен, но чОрное дерево).

Нековый датчик опять же пионеринг, к сожалению. В оригинальной версии оба датчика — и нековый и бриджевый обладают точками магнитоводов.У моего экземпляра магнитоводами обладает только бриджевый датчик (он же обладает достаточно большим количеством мелких царапок и потертостей, чтобы предположить, что он таки родной).

Маркеры на грифе выполнены только с верхней кромки накладки, причем расположены в непосредственной близости к самим ладам.Маркеры — металлические. Фотография этого не показывает, но они именно металлические. Рядом с оригинальными маркерами зачем-то были нанесены белые точки (судя по всему, обычной канцелярской замазкой). Они легко отскреблись ногтем. Чем не хватало оригинальных маркеров — останется загадкой. Зато в том виде, в котором я ее получил на 12-м ладу было аж 4 маркировочные точки — 2 оригинальные + 2 пионерские.

А теперь самое печальное. Мы никогда не услышим, как этот бас звучал в оригинале, потому-что вся схема инструмента полностью перепаяна. И это вдобавок к неоригинальному нековому датчику. Согласно cheesyguitars.com и jolana.cz — схема должна включать в себя тон каждого звукоснимателя, общую громкость и баланс между звукоснимателями. В данном же экземпляре мы имеем два тона + две громкости — по каждому звукоснимателю. Не говоря про сам факт пионеринга, могу сказать, что в условиях отсутствия свитча (а он таки отсутствует), вариант с регулировкой баланса мне представляется удобнее, нежели вариант с микшированием звукоснимателей двумя ручками громкости каждого датчика.

Но и это еще не все. Альтернативно одаренный пионер (я все-таки не оставляю надежды, что уважаемый Вит Срба, продавший мне этот инструмент и пионер, внесший эти изменений в него — разные лица), зачем-то еще посадил крышку темброблока на клей (!!!), завершив свои темные делишки. В результате при отделении крышки от корпуса, на деке остались черные пятна, прихватившегося клея.

Гайка анкера, выведенная в голову грифу — «классическая» для Иолан. Во всяком случае, и на D-Bass’е и на Superstar’е — точно такая-же. Испытывать анкер я пока не испытывал, хотя, подозреваю, что потребуется, поскольку струны — достаточно высоковато над грифом (не Кавказ-бас, конечно, но для «рабочего» инструмента, на мой взгляд, высоковато). Соответственно, не исключаю, что при опусканию кобылок на бридже, струны могут начать звенеть об лады.

Собственно, наверное, на этом о технических особенностях инструмента и все. Перейдем к вкусовым характеристикам.

Первое. Он лёгкий. Его вес составляет всего 3,0 кг (по напольным весам моей супруги, на которых без баса я вешу 107,6 кг., а с басом — 110,6). Если сравнивать с Superstar’ом — вообще перышко.

Второе. Он очень удобный. Мой любимый бас все равно был и остается D-Bass, но его эргономика оставляет желать лучшего. Ребро деки врезается в руку, арка над бриджевым звукоснимателем затрудняет игру. Ну, объективно — не самый удобный бас. RK Bass ложится в руку как влитой. Выгнутый корпус удачно облегает пивное брюхо. Баланс — хороший. На ремне бас висит ровно и не требует дополнительных усилий по его поддержке (это с «напионеренной» позицией антабки — с родной — затрудняюсь ответить, ибо не пробовал).

Третье. Профиль грифа опять же очень удобен. У того-же Д-Басса он будет потолще. В общем, удобно держаться.

Четвертое. Строй. Да, можно конечно делать скидку на специфический самодельный кофр, в котором я получил этот бас (есть подозрение, что он способен потеснить бас-гитару «Урал» с почетного звания лучшего щита от ядерного взрыва), но бас проделал расстояние от Чехии до небольшого подмосковного городка, в том числе и посредством Почты России (!!!), будучи отстроенным. И ни одна (!!!) нота за время этого путешествия не поменяла своего звучания. GDAE и все тут. В кофре гитара была только полтенчиком стыдливо прикрыта.

Резюмируя, можно сказать, что самое главное слово, которое хочется использовать для описания этого баса — удобный. Именно удобный. Однозначно, самый эргономичный инструмент из моей пока скромной коллекции иолановских басов.

Теперь к самой главной характеристике любого музыкального инструмента. Звук.

Да, оригинального звука нам услышать не дано (пока?), но он и в пионеренном варианте звучит по-взрослому. Я попытался записать его звучание на видео. Прошу делать скидки на оборудование (играл я в самодельный усилитель, сделанный моим отцом году в 1983-84-м и колонку «Маяк», которая вообще-то не предназначена для усиления звучания музыкальных инструментов). Также прошу не посмеиваться над моими музыкальными навыками. Я свою «музыкальную карьеру» завершил в 17 лет, терзая Урал в труЪ-блэцк-митол группе, где главным было скорость удара по струнам, а вовсе не музыкальная составляющая, после чего 11 лет вообще не брал в руки ничего, кроме стакана и члена. Ну и «репертуар» тоже не комментируем — у меня было 5 минут на запись, пока не спал ребенок и о том, что сыграть, я думал уже в процессе игры.


Добавить комментарий